Изначальные требования к функционалу были таковы (в сезоне 08/09):
Расчет был простой. Но была еще такая фича: пропуск более 1 КП = ВЗ. И в том сезоне не было категорий с большим количеством КП в трассе. Когда появились Велосипедный заезд и Большая прогулка, пришлось отменить ВЗ баллов за пропуск более 1 КП, а 2 часа штрафа оставить только за пропуск загадок. Но тогда сразу бы возникла другая проблема: если в категории последняя команда пропустит половину КП, а лидер будет не слишком сильным, то вся основная масса команд получит по 80-90 баллов, что необъективно. Поэтому функционал исправили:
У этого функционала вылез свой недостаток: сильная или даже средняя команда, стабильно выигрывающая малозаполненную категорию, почти гарантированно выиграет сезон. Поэтому в сезоне 10/11 для категорий, в которых в общий зачет попали 3 и менее команд, ввели "поправочный коэффициент", однако не продумали его до конца, и получилось, что для максимизации баллов победителю следует не брать бонусов (стараясь при этом не набрать штрафа).
В сезоне 11/12 это немного исправили, а также немного ужесточили коэффициент, соотносящий отношение полного времени к лучшему с баллами.
На мой взгляд, проблемы с малыми категориями особой нет: баллы соответствуют выступлению команд.
Может быть, есть смысл проанализировать опыт предыдущих сезонов и сделать для разных категорий разные значения вместо числа 60, стоящего сейчас в формулах для подсчета баллов, но тогда это усложнит формулу, что мне сильно не нравится. Впрочем, если кто готов заняться подсчетом, то берите результаты последних трех сезонов, смотрите, прикидывайте, излагайте мысли.